Есть одна итальянская песня, она
называется Canzone, что в переводе означает "Песня". Вот как
ее пели Мильва (3,11 3'14''), Челентано (2,17 2'43'') и один из ее авторов Дон
Баки (2,97 3'05''). А вообще
разных сanzone – итальянских песен – тьма великая! И певцов итальянских
видимо-невидимо!..
Итальянская эстрада в двадцатом веке как никакая другая претерпела
ряд удивительных метаморфоз. То, что было типичным до середины 50-х гг ХХ века,
пришло из времен весьма далеких. Знаменитая традиция так называемой "неаполитанской"
песни оформилась еще во второй половине позапрошлого века, а корнями уходит и
вовсе в 18-й. «Вернись в Сорренто» была написана в 1902 году, всемирно
знаменитая O’Sole Mio в 1898 году, а про «Санта Лючия» известно, что не позже
1850-го года.
Клаудио
Вилла Claudio Villa, родился в 1926 году - …
Один из самых известных эстрадных певцов Италии.
Дебютировал в 1944 г.
Исполнительская манера Клаудио
Вилла - характернейший пример культуры
итальянской эстрадной песни первой
половины и середины 20-го века.
"Прости
меня" танго Perdonamia (2,19
3'02" моно)
"Мой дом" Casa mia (2,55 3'32 моно)
"Трубочист" Spazzacamino (2,61 3'37'' моно)
"Красная
Луна" Luna rossa (2,37 3'17'' моно)
продолжение далее…
Представление об итальянской песне у мировой аудитории с 50-х
годов ХХ века в большой степени формировалось знаменитым фестивалем в Сан-Ремо.
Первый фестиваль состоялся в 1951
году. На нем прозвучало двадцать песен, и первым победителем
была…
Нила Пицци была участницей первых трех фестивалей Сан-Ремо. С
песней Grazie dei fiori она стала
самой первой победительницей этого
песенного конкурса. Правда, конкурентов у нее на первом
фестивале было всего… двое – певцы
исполняли по несколько песен. Сама Пицца исполнила тогда
девять песен, и другая из них - La luna si veste d'argento - заняла
еще и второе место. И в следующем
году Нилла вновь, с песнями Vola
colomba и Papaveri e papere,
единолично заняла сразу два первых
места на том же фестивале. Тогда
конкурентов у нее было уже четверо. А с песней Campanaro она
заняла второе место на третьем
фестивале.
"Лети, голубка" Vola colomba (3,
28 3'25'' моно)
Campanaro (3,78 3'56'', моно)
Задуманный первоначально как конкурс
исполнителей, фестиваль в Сан-Ремо через два года стал конкурсом композиторов. Чтобы подчеркнуть это
и позволить полнее раскрыть потенциал, таящийся в собственно музыке, каждую песню
стали петь по два раза, два разных исполнителя (соло, или дуэта, трио, вообще
группы).
Карла Бони Carla Boni 1925-2009
Не она, а песня Viale d'autunno, исполненная
ею, а также Flo Sandon's,
оказалась победительницей Сан-Ремо
в 1953 году.
"Осенний
бульвар" Viale d'autunno (3,12 3'15'' моно)
Acque amare (3,26 3'23'' моно) Тоже песня, исполненная на третьем
фестивале,
но не вошедшая в число песен-победительниц.
Как
меняется итальянская песня к концу 50-х годов, можно видеть по исполнению на
том же фестивале Карлой Бони "Una casetta in Canada" (3,23 3,'21'' моно) в 1957 году и
Ниллой Пицци L'edera (3,51
3,'39'' моно) в 1958.
Джорджио
Консолини
Giorgio Consolini, р. 1920
Не он,
а песня Tutte le mamme, исполненная им, а так же Джино
Латиллой,
стала победителем Сан-Ремо в 1954
году.
"Все матери" Tutte le mamme (4,04 4'12")
Джино Латилла
Gino
Latilla, р. 1924
Он и
Джорждио Консолини сделали песню Tutte le
mamme победителем
конкурса итальянских песен в
Сан-Ремо в 1954 г.
"Золотошвейка" Fili
d'oro (3,15 3'16'' моно)
Тем не менее, Festival della canzone italiana (так он называется
официально) всегда оказывался стартовой площадкой для будущих звезд итальянской
эстрады. Со временем стало обычаем, что одним из исполнителей должен быть
какой-нибудь гость Италии.
Акилле
Тоглиани
Achille Togliani ( 1924 – 1995 )
Этот
артист принимал участие в первых четырех фестивалях Сан-Ремо.
Песня, которую он спел на фестивале
в Сан-Ремо в 1954 году, заняла
второе место. Вторым первым
исполнителем ее была Катина Раньери.
А была то "Песнка за два сольди", которую потом
исполняли многие
итальянские певцы.
Год 1955 формально можно считать рубежным в истории европейской
эстрады. В этом году впервые был проведен общеевропейский песенный конкурс
Евровидения. Его организаторы вдохновлялись примером итальянского музыкального
фестиваля в Сан-Ремо. А итальянцы представляли свою страну на конкурсе
Евровидения победителями своего фестиваля. На самом же Festival della canzone
italiana в этом году победила песня Boungiorno tristezza, которую исполнил Клаудио Вилла.
Клаудио
Вилла (продолжение)
В 1955 г. песня Boungiorno tristezza принесла певцу настоящую славу – он
победил
с ней на фестивале Сан-Ремо. Потом он еще три раза
побеждал на том фестивале
(только он и ДоменикоМодуньо
столько раз побеждали на Сан-Ремо.)
… - умер Клаудио Вилла в 1987
году.
"Дорога" Binario (2,46
3'24")
"Старинное
предместье" Borgo antico (3,28 3'24'') Впервые артист спел ее в 1949 г.
Позже
записал снова.
Всего
Клаудио Вилла записал более 3000 песен. Cancello tra le rose (4,99
3'27'' моно) – моя
самая
любимая из тех, которые мне довелось
слышать.
Но в середине 50-х годов прошлого века в европейской эстраде
случались не только формальные события. В то время в ней быстро пошли процессы качественного
изменения легкой музыки. Чтобы понять, почувствовать это, стоит вслушаться в
общий ее концерт того времени, чтобы потом сравнить с аналогичным концертом,
скажем, середины следующего десятилетия ХХ века – Годовые кольца музыки. В том
же 1955 году случилось еще одно важное событие – появился…
Марино Марини и его квартет Marino Marini
(1924–1997) ed il suo quartetto
(1955–1966)
Ничего
подобного на мировой эстраде не было ни до, ни после них. Для второй половины
50-х годов ХХ века этот
квартет то же, что квартет "Битлз" для
середины 60-х и АББА для второй половины семидесятых. Итальянская
эстрадная музыка премного
благодарна ему за то, что стала равновеликой французской, англо-американской,
латиноамериканской. С ним
итальянская эстрада не просто зазвучала по-новому, весь ее дух радикально
изменился.
"Мальчишка" Guaglione (3,15 3'16'' моно) Эта
песня Марино Марини всемирно известна прежде всего как "Бамбино"
в
исполнении
Далиды (вообще эта французская певица итальянского происхождения включила в
свой репертуар
полтора
десятка песен квартета Марино Марини).
"Марина" Marina (2,86 2'58'' моно) Солирует сам Мариино
"Калькутта" Calcutta (2,40 2'30'' моно) Эту песню исполняет тоже
Мариино
La panes (2,63
2'44'' моно)
Руджеро Кори. Именно он
исполнял большинство песен квартета.
Марино
мог бы
называться "мозгом" коллектива, а Руджеро был его "душой".
"Букет
фиалок" Il mazzo di mammole (2,32 2'24'' моно)
"Я,
мама и ты" Io mammeta e tu
(2,98 3'06'' моно)
Конец
50-х годов уже совершенно иная "песня". Вот, к примеру, песня первой
победительницы фестиваля Сан-Ремо, которую она спела там же в 1958 году, L'edera (3,51
3,'39'' моно). Или Карла Бони - "Una casetta in Canada" (3,23 3,'21'' моно) - песня 1957 года.
Пианист,
композитор, певец, руководитель музыкального коллектива, очень много сделавший
для мировой славы
итальянской
песни.
Настоящий
неаполитанец. Окончил консерваторию родного города по классу фортепьяно. Профессиональный
успех
пришел к нему еще в сороковых годах,
но это было за пределами
Италии как в том смысле, что работал он тогда в
Африке – в Аддис-Абебе, так и в том, что в родной стране его толком не
знали. Вернувшись в Италию, музыкант
фактически начал свою карьеру сначала. В 1949 году ему предложили
организовать группу для ночного клуба, и он
создал трио, вскоре превратившееся в квартет (интернациональный по
составу), а через несколько лет в секстет.
Первой вехой успеха Ренато Каросоне стала лиричная песня Maruzzella (4,55 3'47''), сочиненная им в 1954 году вместе
с
поэтом-песенником (paroliere) Энцо Бонагура. Она пополнила собой золотой фонд неаполитанской
песни и стала
очень популярной
в Италии, но в основном только в Италии, где eе исполнили многие артисты (Мариино
Марини,
Альдо
Конте и другие).
Другим
успехом стала песенка в стиле буги-вуги "Американец" Tu vuo fa l'americano (4,84
3'21''), написанная в 1955 году.
Она, напротив, прославилась главным образом именно за пределами Италии.
Музыку для нее Каросоне сочинил за
пятнадцать минут (итальянский текст этой песни написал Ниса). Песня
имела мировой успех, ее исполняли многие
артисты их разных стран на разных языках. И до сих пор продолжают
исполнять. Вот, например, как в самом конце ХХ
века эту песню спел испанец Тонино Каротоне и Брайан Сетцер (по-английски)
(2, 89 3'00''). А вот как уже в новом
веке записал ееДани Бриян
(3,23 3'21'').
У этой всемирно известной песни основа народная - Mambo Italiano (4,32
2'59''), а композитор Каросоне (наряду с
американцем Бобом Мериллом и paroliere Ниса) имеет к ней отношение как
один из соавторов ее современного
звучания и один из многочисленных ее исполнителей.
Тореро (4,34 3'00'') – эта песня тоже
способствовала мировой известности итальянского артиста. Текст к ней написал
опять же Ниса. Вопреки
возможному ожиданию ничего специфически испанского в ее звучании нет. Ее
вряд ли можно
причислять к ряду "неаполитанских" (хотя как
знать – веселенькая, да еще сочиненная в самых настоящих рекламных
целях, «Фуникули фуникуля», фуникулер то бишь, относится к
числу классических неаполитанских).
На
протяжении всех 50-х годов карьера Каросоне шла в гору, и слава его
распространялась по всему миру. Его турне по
странам
Нового Света в 1957 году завершилось концертами в нью-йоркском зале
Карнеги-Холл. Его вклад в искусство
итальянкой
эстрадной песни очень велик и, несомненно, мог быть еще больше, но в 1960 году,
на гребне славы и не
достигнув,
возможно, еще ее пика, он неожиданно объявил, что уходит со сцены. По его
собственным словам, он решил
уйти
сейчас, на гребне волны, не дожидаясь пока, как он этого боялся, волна попсы
накроет все, что он сделал за многие
трудные
годы. Но это его решение было столь неожиданным, что некоторые подозревали, что
за ним стоят причины
совсем не
творческого плана. Но Каросоне вернулся через 15 лет и остался на сцене уже
практически до конца жизни.
Инструментальная пьеса Pianofortissimo (3,38 3'28''
моно). Здесь Каросоне выступает как композитор и
пианист.
Любопытно сравнить
авторское (Мариино Марини и его квартет) исполнение
нескольких
очень популярных песенок, с одной стороны, с тем, как это делал
Манера Каросоне явно свободнее, мягче,
лиричнее. Камерность
Доменико
Модуньо
Domenico Modugno, ( 1928 – 1994
)
Один из крупнейших
артистов итальянской эстрады. Певец, композитор. Родился и вырос не в Неаполе,
но и не так,
чтобы
очень далеко он него – точно на восток, на противоположном от Неаполя побережье
Италии. Не всякому
итальянскому
композитору посчастливилось внести вклад в сокровищницу под названием
«Неаполитанская песня», а
Модуньо
это удалось - Большая Советская Энциклопедия не даст соврать, она перечисляет
сочиненную им в 1957 году
песенку Lazzarella (4,54 3'09'' моно)
последней в ряду самых знаменитых неаполитанских. Жаль лишь, что это была вообще
одна из
самых последних "неаполитанских песен" в музыкальной культуре Италии…
Но прежде
всего - и по времени, и по значимости - имя Модуньо связано с песней Nel blu dipinto di blu (3,49 3'38'' моно)
(другое
название – Volare "Летать" ).
Модуньо был ее композитором и соавтором текста (с Франко Миглиачи). Эта
песня стала
поворотным пунктом в творческой карьере
артиста - в 1958 году
он спел ее сначала на фестивале в
Сан-Ремо,
а потом на конкурсе Евровидения. Volare совершенно неожиданно стала неимоверно популярной во всем
мире. В
США она завоевала две премии Грэмми, в
течение шести недель была в верхушке чарта Билборда и проч.
Спустя
полвека общественное мнение признало эту песню лучшей (после "Ватерлоо"
квартета АББА) песней
конкурсов
Евровидения за все время его проведения. Забавно, что в том «всенародном голосовании»
сами авторы
"Ватерлоо" Бьерн Ульвеас и Бенни Анднерсен
проголосовали за Volare.
После
триумфа 1958 года
Модуньо еще трижды побеждал на Сан-Ремо (лишь Клаудио Вилла имел такой же
успех).
Marinai, donna a guai (2,52 2'08'') так Доменико Модуньо исполняет легонькую песенку
Марино Марини.
А
сочиненную Мариино Марини незамысловатую песенку Io, mammeta e tu
(3,66 3'53'') Модуньо исполнил гениально –
сопровождаемая
лишь чуть-чуть бренчащей гитарой, это истинный спектакль, сравнивать его
исполнение с чьим-либо
еще вообще
не стоит (да, не зря Доменико с малых лет мечтал быть актером!)
И никак не назовешь "легонькими" песенками его собственные
великолепные
На итальянской эстрадной сцене было три кошки – Пантера из Горо
Мильва, Кремонская тигрица Мина, и Ива Заники
Мильва
Milva,
р. 1939
Звезда той, которую позже назовут Пантерой из Горо, начала
восходить в 1959 году. Тогда Мария Ильва Бьолкати
приняла участие в конкурсе «новых голосов», где кроме нее
было еще более семи тысяч участников - Италия, как
известно, богата на голоса. Среди них она была признана лучшей.
В следующем году, теперь уже Мильва, она
спела
песню из репертуара великой Эдит Пиаф «Милорд» (3,24 3'22"
моно). А еще через год заняла третье место на
фестивале
в Сан-Ремо с песней Il mare nel cassetto». А еще через год там же второе с песней Tango italiano Нет, не зря, ой как не зря Мильву
признали тогда лучшей! Время вскоре показало, что у ней есть все,
чтобы стать звездой мировой величины, подобной Далиде. Как
нельзя представить себе без Далиды французскую
эстраду второй половины ХХ века, так же невозможно
представить итальянскую без Мильвы. Но все же она не
получила такой же известности в мире. Почему так? Вполне
правомерно сравнивать этих двух итальянок (впрочем,
об
итальянской национальности Далиды нет смысла вспоминать – настолько неотрывна
эта певица от французской
культуры). Они одного поколения - Далида родилась на шесть
лет раньше Мильвы, а европейская известность к ней
как к певице пришла на три года раньше – в творческом
отношении она и Мильва ровесницы. И внешне у них есть
некоторое сходство. Голос? У Мильвы чуть посильнее, но у Далиды чуть красивее, что,
впрочем, уже субъективно.
Репертуары их практически не пересекались. Но все же, если
сравнить, как звучит у Мильвы очень простая песенка
Piccolo ragazzi (3,06
3'11") и как Далида поет Petit home (2,87 2'59"
моно), чьему исполнению
отдать предпочтение? Или Les
enfants du Piree? Далида не пела Guarda che luna, а Мильва
не пела 24000 Baci, но если бы они спели эти песни,
результат сравнения, скорее
всего, был бы тот же. Так в чем же дело? А в том, наверное, что смелое
обращение еще
на старте своей песенной карьеры
к творчеству Эдит Пиаф, уже содержало в себе намек на будущий отход Мильвы
от легкой песни, которой Далида служила до конца своей жизни. Лишь
несколько лет репертуар Мильвы был чисто
эстрадным. В 1965 году счастливый для нее случай привел ее в миланский
PiccoloTeatro. Не сказать, чтобы Мильва
оказалась потерянной для легкой песни, но эстрадная сцена отошла для
нее на второй план.
www.milvalarossa.it
Из репертуара Мильвы первой
половины 60-х годов
"Смотри, какая
луна" Guarda che luna (2,33 2'25" моно)
"Фламенко рок" Flamenco rock (3,20 3'27" моно)
Non Sapevo (4,27 3'33" моно)
Однозначно
отдав предпочтение театру и серьезному песенному репертуару,
в том
числе даже оперному, Мильва не оставила напрочь эстрадную сцену.
"Улыбка" Un
sorriso (3,09 3'13") песня 1969 года.
"Средиземноморье" Mediterraneo (3,21 3'19" моно) песня
1972 года.
Песня Мильвы с ее диска 1993 года
Uomini addosso (4,06 4'13") Словно из тех самых десятилетий пришла
эта песня!
Еще
три песни в исполнении Мильвы на страничке "Танго"
и
по одной на страничках "Окошки в
мир" и "Знаете ли вы…"
Мина
Mina, р. 1940
Это еще
одна звезда первой величины на эстрадной сцене Италии 60-х годов. Старт
певческих карьер Анны Марии
Мадзини и
Марии Ильвы Бьолкати был практически одновременным, но разным. Не
исключительным голосом, как
Мильва, завоевала
первых слушателей Мина - ее к славе понесла волна рок-н-ролла, пришедшая в
Европу в конце
50- годов.
Возможно, сомневаясь, какая дорога приведет ее к успеху, девятнадцатилетняя
девушка дебютирует сразу
в двух
«версиях» - итальянской и английской, и под двумя сценическими именами – Мина
при исполнении на своем
родном
языке и каким-то еще для англоязычных песен. Осталось, запомнилось, принесло
успех и осталось в истории
итальянской
песни первое, а второе забылось, словно его и не было. В 1959 году Мина приняла
участие в фестивале
рок-н-ролла
в Милане. Он, а не Festival della canzone italiana, стал для артистки стартовой площадкой. Мина вообще была
первой
итальянской рок-певицей и в своем творчестве сочетала традиции классической
итальянской песни с блюзом,
соулом и
тому подобными вещами. Сценическое имя было сразу обыграно: «В мире песен
взорвалась мина!» Голос у этой
певицы
тоже сильный, на многое способный, и ведущие итальянские композиторы даже
писали песни, рассчитанные
специально
на его возможности и особенности.
В фестивалях Сан-Ремо Мина тоже принимала
участие - в 1960-м и 1961-м годах. Там она не особо прибавила себе славы,
но
прозвище "Кремонская тигрица" за ней закрепилось. Восхождение Мины на
итальянский песенный Олимп не было
стремительным,
но год за годом ее известность и популярность стабильно росли. Довольно скоро
она оставила
первоначальный
свой стиль - рок-н-рольное ушло, итальянского стало больше. Мина осталась на
вершине и стала
всемирно
известной благодаря настоящим итальянским песням.
"Чихуаха" Chihuahua (2,11 2'11'' моно)
"Песня
Маринеллы" La canzone di Marinella (4,65 3'14'') – песня, написанная Фабрицио де Андре.
Еще три
песни Мины представлены на страничке "Окошки в
мир"
Джильола Чинкуэтти
"Деревня" Un paese vuol dire (2,32 3'13'')
"Соловей" L’usignolo (2,14 2'57" моно)
"Городишко" Piccola citta (2,08 2'53'' моно)
Никола Ди Бари
Amici miei (2,47 2'34'')
"Цыганское
сердце" Il cuore e' uno zingaro (3,07 3'11'') - 1971 1-е место
в Сан-Ремо
Ho capito che ti amo
I Giorni Dell'Arcobaleno – 1-е место в Санремо в 1972
г
Литтл Тони
Его «визитная карточка»
- "Безумное сердце" Cuore Matto
Две его песни
представлены мною на страничке "Окошки в мир"
А вот еще одна песенка из фильма «Женщины и
берсальеры»
"Ветряная мельница" Mulino a’vento (2,30 2'23'')
И еще пара песенок этого совершенно аполитичного
артиста:
"Слеза" Lacrime (2,81
2'55'')
"Белые локоны" Capelli Biondi (2,18 2'16'')
Мейнстрим
в итальянской песне всегда был очень широк, а периферии узки.
Нини Россо
Nini Rosso ( 1926-1994 )
Прежде всего
он был джазовым музыкантом, трубачом. Прославился не только в
Италии. Еще сочинял музыку. И
немного пел - этакий итальянский Луи Армстронг.
"Баллада
о трубе" (автор
Ф.Писано) представлена на
страничке "Окошки в мир"
А вот песни, которые сочинил сочиненные сам Нини Россо:
"Эвелин" Evelyne (2,86 2'58''
моно)
"Парни
из джаза" l ragazzi del jazz (2,22
2'18" моно)
"Клоун" Clown (2,46 2'33" моно)
Отелло Профазио
Otello Profazio, р. 1934
Сицилиец,
а всё сицилийское в Италии стоит довольно-таки
особняком.
Франко Баттиато
Franco Battiato, р. 1945
Это довольно крупная фигура в
музыкальном пространстве Италии, но от
центра итальянской песни он
стоит достаточно далеко
Франко Калифано
Franco Califano, р. 1938
Его,
пожалуй, тоже можно назвать итальянским шансонье.
Фабрицио де Андре
Fabrizio de André ( 1940 – 1999 )
Будущий поэт, композитор,
гитарист и певец появился на свет под звуки
домашнего граммофона, игравшего
«Деревенский вальс» Джино Маринуци,
Через четверть века он напишет на эту мелодию собственные
стихи и
песня будет называться «Вальс
для любви». А «Песня Маринеллы»,
которую он напишет в 1968 году,
и которую споет Мина, сделает его одним
из главных песенных поэтов
Италии, и не просто paroliere –
песенников-
текстовиков – а
именно поэтов! Его стихи даже включат в школьные
учебники. Тематика
поэзии Фабрицио де Андре и его песенная манера
характерны для
настоящего французского шансона, и с величайшими его
представителями
этого итальянца сближает, в частности, и то, что он
переводил на свой родной язык Жоржа
Брассенса.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Де_Фндре,_Фабрицио
"Песня
Маринеллы" La canzone di Marinella (4,83 3'21'')
Джанни Моранди
Gianni Morandi, р. 1944
"Игрушка" Il Giocattolo (2,47
2'34'')
"Анджела" Angela (2,72 2'49" моно)
Дино
Dino, р. 1948
"Целуй!" Baci
(2,52 2'37'')
Нада Маланима
Nada Malanima, р. 1953
"Утомленное сердце" Cuore stanco (2,82
2'56'')
"Как холодно" Ma
che freddo fa (2,85 2’58’’)
"Кольцо" L’anello (2,46 2'33")
"Белая ласточка" Una rondine blanca (2,18 2'16'')
”Гитара и гармоника” Una chitarra e un armonica
(3,77 3'55'')
Еще одна ее песня
представлена на страничке "Окошки в мир"
Маленький оркестр «Авьён Травел»
Avion Travel возник в 1980 году
"Sentimento" (3,78 3'56'')
В
годы 80-е итальянская эстрада вошла, еще раз неузнаваемо изменившись. И это уже
совсем другая песня. За этими "песнями" уже не ко мне… А в завершение
этой странички еще раз замечательная L'immensita. Она представлена мною на
страничке "Окошки в мир" в исполнении
Джонни Дорелли и Мины, а здесь этот шедевр исполняют Мильва (3,16
3'17'') и один из ее авторов Дон Баки (2,90
3'01').
На первую страницу