Аргентинское танго
Танго для аргентинцев уже сто лет как «их
всё». Для всех остальных танго словно отдельный океан на планете легкой музыки.
Этот Океан лишь начал формироваться в Буэнос-Айресе, а сформировавшись, принадлежит
всей мировой культуре. И его тепло не способны остудить даже холода российских
просторов. Танго это один из звуков, однажды сопроводивший тектонический сдвиг
в западной культуре, начавшийся в XIX веке. Звук завораживающий, мрачный и
страстный, томный и лиричный. Волны этого звука, возникнув в 1895 году, не
стихают со временем, океан Танго лишь
ведет себя то тише, то шумнее. Оно знает свои «золотые» годы. В середине ХХ
века его взбушевал Астор Пьяццолла, придавший этой музыке изысканную
форму, позволяющую делать сравнения и с джазом, и с современной академической
музыкой. Внутриполитические события в Аргентине в конце 70-х годов ХХ века
подняли очередную волну танго в Старом Свете – эмигранты, хлынувшие тогда из
Аргентины, были тому причиной. В начале ХХI века океан
Танго снова заштормило…
Gotan Project
Возмутителем спокойствия на рубеже миллениумов стал коллектив Gotan
Project, с блеском реализовавший идею электронного танго. Пуристы жанра могут,
конечно, ворчать, но это настоящее аргентинское танго. «Электронщина»
с ее элементами хауса, эмбьента, даба в замысле не самоценна - она лишь
средство контакта с современным слушателем. И «натуральные» акустические
инструменты – гитара, фортепьяно, струнные выполняют никак не второстепенную
роль. И шестигранная гармошка бандонеон - какое же танго без него, если оно
настоящее аргентинское, а не бальное европейское!
Gotan Project не продюсерский проект, его успех не был
запрограммирован и не явился результатом маркетинговых ухищрений.
Основатель и «идеолог» проекта – французский музыкант Филипп
Коэн-Солал (Philippe Cohen-Solal) – к своей идее пришел не вдруг. Начав
серьезно заниматься музыкой еще в юности, а родился Филипп в
Эдуардо
Макарофф (Eduardo Makaroff) – настоящий аргентинец несмотря на явное наличие
русских корней. Он родился в 1954 году в Буэнос-Айресе. Гитарист, певец,
композитор, руководитель ансамбля (парижский Tango Mano) и оркестра (танго-клуб
Dancing de
Этих троих
отцов-основателей Gotan Project поддержали другие талантливые музыканты:
испанская вокалистка Кристина Вилаллонга (Cristina Vilallonga), датский скрипач
Лин Круз (Line Kruse) и аргенинцы
Густаво Бейтельманн (Gustavo Beytelmann), пианист, Нини Флорес (Nini
Flores), играющий на бандонеоне, и перкуссионист Эди Томасси (Edi Tomassi).
Музыка Gotan Project пришла к слушателям в январе 2000 года.
Всё началось с
композиций El Capitalismo Foraneo (фрагмент) и Vuelvo al sur (фрагмент).
В написании первой вместе с Коэн-Солалом и Мюллером принял участие Авелино
Флорес, а вторая – танго-вальс – сочинение самого Астора Пьяццолло. За этими
двумя вскоре, в июне, последовали еще две – Triptico (фрагмент) и Last Tango in Paris (фрагмент). Уже эти четыре композиции заставили музыкальных
критиков захлебываться от восторга. В восторге были и обитатели танцзалов. И
ладно бы только фанаты электронной музыки! То новое, что получилось у Филиппа,
Кристофа и Эдуардо, сразу же стало завоевывать сердца и умы всех меломанов.
Окрыленные успехом музыканты записали еще две композиции - Santa Maria (del
Buen Ayre) (фрагмент) и Chunga’s revenge (фрагмент) – и собирались в апреле 2001 года представить их
аудитории. Но музыкальная общественность стала просто требовать от них
полноценного альбома. Да, нельзя сказать, что музыканты Gotan
Project «однажды утром проснулись знаменитыми». Но они и не навязывали
средствами рекламы свою музыку слушателю, относясь к нему как к «пиплу
хавающему».
Вторая
студийная работа Gotan Project – диск Inspiracion-Espiracion
(
Год 2006-й. Новый оригинальный альбом.
Lunatico, так он назван. Назван в честь скаковой лошади-чемпионки,
принадлежавшей когда-то королю танго Карлосу Гарделю. Даже человек, ни разу не
бывавший на скачках, наверняка почувствует, слушая заглавную композицию (2,87 2'59'') диска, атмосферу ипподрома. И в
аранжировку ее мелодии авторы мастерски вплели голос самого Гарделя.
Этот диск звучит так же как и первый, по-готанпрожектовски, но есть и новые штрихи. "То же самое, но другое" - так суммировал итог работы над ним Филипп Коэн-Солал. Прежде всего, при его записи к прежним исполнителям присоединилось еще много аргентинских и французских музыкантов – рок-группа Calexico ("рок-танго" Amore Porteno (4,91 5'06'')), рэп-дуэт Koxmoz (соавтор "хип-хоп-танго" Mi Confesion (4,16 4'19'')), струнная секция, тромбонист и другие. Они обогатили искусство музыки танго новыми ультрасовременными гранями. Всё это, безусловно, важно, но все же не главное. Музыканты не желали точно копировать те приемы дебютного альбома, с помощью которых они цепляли внимание современного слушателя, и намеренно сделали более сильный акцент на исконном звучании танго. Коэн-Солал: "Мы очень хотели еще больше углубиться в изучение танго. Именно поэтому многие трэки это примеры классического танго, очень традиционного". Можно сказать, что диском Lunatico коллектив сделал один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед в том направлении, которое не только сами эти музыканты, но и лучшие аргентинские исполнители танго считают прогрессом в их любимой музыке.
Надеясь
на продолжения…
Gotan Project это удивительное, гипнотизирующее сочетание традиционного страстного танго и отличной современной электроники.
"Астор
Пьяццолла создал современное танго, а Gotan Project поднял его на такую высоту,
которой оно еще никогда не знало" – писали критики про первый альбом.
«Участникам Gotan Project незачем входить
в одну и ту же реку, они сами прокладывают собственное русло, причем там, куда
еще не забредала ничья музыкальная фантазия» – пишут критики про их вторую
и последнюю (на сегодняшний день!) работу. Сам же Филипп Коэн-Солал говорит:
"Мы очень хотели продолжать
заниматься музыкой танго и, надеюсь, через десять лет мы будем чувствовать то
же самое".
P.S.
Да, а что же это такое, собственно
говоря, Gotan?
А ни что иное как Tango!
Это на языке лунфардио – старомодном аргентинском слэнге. В Европе это слово,
впрочем, тоже известно. В Париже, например, в 60-х годах прошлого века даже был
клуб с таким названием. И, между прочим, Эдуардо Макарофф считает Париж второй
столицей танго, после, естественно, Буэнос-Айреса.