Черный прямоугольник
(Из
рассказа экскурсовода)
Этот зал нашего Музееща посвящен жизни и творчеству замечательного нашего
земляка, художника Кистеня Холстовича Одина..
Настоящая фамилия Кистеня Одина – Два. По-настоящему
его звали Полен Кустоедович.
Родился он в дружной многодетной купеческой семье родителей, братьев, сестер,
бабушек и дядюшек, дедушек и тетушек, а так же их двоюродных кузин и кузенов за
четверть века до начала трагического отрезка нашей истории, периода так
называемой полемики Алой и Белой розг. Отец Полена – Кустоед Рубелевич Два, его дед и прадеды по отцовской линии все как один
дружно занимались торговлей холстами. Традиционно этим же бизнесом занимались и
все его дядья и братья. Но в тяжелые годы кануна эпохи полемики Алой и Белой розг многочисленным родителям, братьям, сестрам и прочим
предкам Полена Кустоедовича случилось быть враз унесенными ветрами эпохи, и наш славный земляк начинает
жить один в домике, продолжая зарабатывать на жизнь торговлей холстами. Холстов
своих он имел много. Плюс к этому ему перешли складские запасы братьев и
дядьев, которых унесли те жестокие годы.
Когда завязалась полемика между
поклонниками алых и белых розг, Полена Кустоедовича Дву угораздило
определиться с садо-мазо воззрениями и колористическими
пристрастиями, и неожиданно как для смого себя, так и
для всех окружавших его многочисленных унесенных, он полностью предается
живописи и присоединяется к лагерю белых. Как бы желая подчеркнуть полное свое
творческое перерождение, Полен Кустоедович Два берет псевдоним Кистень Холстович
Один и начинает создавать свои произведения.
Вот, на этой стене вы можете видеть
главное произведение, теперь уже Кистеня Холстовича
Одина, его знаменитый «Черный прямоугольник», которым он прямо высказал все,
что он о них думал.
Предшествующий период жизни оставил на
Полене Кустоедовиче Две
неизгладимые следы и отпечаток на всем его творчестве. Если предшествующий
период его жизни смело можно было рассматривать как черный период, то новую
полосу он опрометчиво счел белой.
Когда случился обвал белых, Один принял
решение завязать с живописью и идейной стихией и вернуться в стихию
коммерческую. И здесь ему тоже не удалось избегнуть отпечатка эпохи, что
проявилось в выборе сегмента рынка, который занял Один.
Он не решается вернуться к традиционной для своего рода торговле холстами, и
выбирает цветочный бизнес. Он продает весь запас холстов, что имел, и
недвижимость и на вырученные средства закупает на корню миллион алых роз. При
этом объект недвижимости Один ухитрился продать дважды
– первый раз как дом, второй раз как кров. После этого пытается уклониться от
уплаты НДС. Это ему удается.
Однако, очень скоро
художнику припоминаются его недавние колористические пристрастия. Один просит у
Бога ноги, берет их в руки и валит куда подальше. Там, на углу авеню и стрит,
он открывает цветочный ларек. Однако у припоминающих оказываются
ну ооочень длинные ноги. Одна их нога еще здесь,
другая уже там.
Встреча была коротка. После нее следы
Одина теряются. Согласно официальной версии, ночью его какой-то поезд унес. Тем
не менее, долгое время ходили слухи, что как только в его дом проникла полночь,
он тихо уплыл на маленьком плоту и еще долго где-то жил один, перенося беды,
которых у него было столь же много, как когда-то холстов.
Поговаривали, что к решению завязать с
живописью и связаться с цветочным заводиком Одина подталкивала некая его
ученица, приходившая к нему потому, что только его любила, уверявшая, что она
тень и обладавшая способностью завораживать, смотря отрешенно, после чего
маэстро имел обыкновение высоко парить, ничего внизу не замечая. Какие у Одина
были отношения с ученицей, доподлинно неизвестно, однако соседи неоднократно
слышали обращаемый к нему призыв узнать ее, но, как она
ни просила, он ее не замечал, а она просила не кончать, а, наоборот, вновь и
вновь начинать, обещая, что чудо повторится, уверяя, что она ему верит и ищет у
него спасения. В конце концов она вырвалась из плена
восьмого ряда, чему Кистень Холстович якобы бесконечно
удивился. Нет, это всего лишь легенда.
Жизнь и замечательные приключения нашего
удивительного земляка неоднократно подталкивали великих литераторов на создание
произведений о нем. Кто не читал, или хотя бы не
слышал про «Миллион алых роз» Андрея Вознесенского, или «Маэстро» Ильи Резника?
Поднимите руки! Вон отсюда! – как говорил в таких случаях обожаемый мною Андрей
Кнышев. А остальных я приглашаю пройти в следующий зал…