Аргентинское танго

 

      Танго для аргентинцев уже сто лет как «их всё». Для всех остальных танго словно отдельный океан на планете легкой музыки. Этот Океан лишь начал формироваться в Буэнос-Айресе, а сформировавшись, принадлежит всей мировой культуре. И его тепло не способны остудить даже холода российских просторов. Танго это один из звуков, однажды сопроводивший тектонический сдвиг в западной культуре, начавшийся в XIX веке. Звук завораживающий, мрачный и страстный, томный и лиричный. Волны этого звука, возникнув в 1895 году, не стихают со временем,  океан Танго лишь ведет себя то тише, то шумнее. Оно знает свои «золотые» годы. В середине ХХ века его взбушевал Астор Пьяццолла, придавший этой музыке изысканную форму, позволяющую делать сравнения и с джазом, и с современной академической музыкой. Внутриполитические события в Аргентине в конце 70-х годов ХХ века подняли очередную волну танго в Старом Свете – эмигранты, хлынувшие тогда из Аргентины, были тому причиной. В начале ХХI века океан Танго снова заштормило…

 

Gotan Project

 

      Возмутителем спокойствия на рубеже миллениумов стал коллектив Gotan Project, с блеском реализовавший идею электронного танго. Пуристы жанра могут, конечно, ворчать, но это настоящее аргентинское танго. «Электронщина» с ее элементами хауса, эмбьента, даба в замысле не самоценна - она лишь средство контакта с современным слушателем. И «натуральные» акустические инструменты – гитара, фортепьяно, струнные выполняют никак не второстепенную роль. И шестигранная гармошка бандонеон - какое же танго без него, если оно настоящее аргентинское, а не бальное европейское!

      Gotan Project не продюсерский проект, его успех не был запрограммирован и не явился результатом маркетинговых ухищрений.

      Основатель и «идеолог» проекта – французский музыкант Филипп Коэн-Солал (Philippe Cohen-Solal) – к своей идее пришел не вдруг. Начав серьезно заниматься музыкой еще в юности, а родился Филипп в 1962 году, он больше десяти лет сочинял и исполнял музыку самых разных жанров. В 1995 г. он познакомился с швейцарцем Кристофом Мюллером (Christophe H. Mueller, родился в 1968 г.) Сама по себе их встреча была вполне случайной. Но два музыканта мгновенно сошлись в свой страсти к электронной музыке, с одной стороны, и к латиноамериканским ритмам, с другой. Началось сотрудничество. Несколько лет они искали оригинальную и прочную основу для своего творчества и нашли ее в танго. Но наверняка, без настоящего аргентинца сделать что-то в океане Танго, претендующее на эпохальность, невозможно.

      Эдуардо Макарофф (Eduardo Makaroff) – настоящий аргентинец несмотря на явное наличие русских корней. Он родился в 1954 году в Буэнос-Айресе. Гитарист, певец, композитор, руководитель ансамбля (парижский Tango Mano) и оркестра (танго-клуб Dancing de la Coupole, тоже парижский). Длинный послужной список – 12 альбомов, саундтреки, не считая «побочных» занятий вроде работы телеведущим. Он сыграл решающую роль в том, что замысел француза Коэн-Солала и швейцарца Мюллера осуществился в том виде, в каком это произошло. Те двое знают все об электронной музыке, а он знает все о танго.

      Этих троих отцов-основателей Gotan Project поддержали другие талантливые музыканты: испанская вокалистка Кристина Вилаллонга (Cristina Vilallonga), датский скрипач Лин Круз (Line Kruse) и аргенинцы  Густаво Бейтельманн (Gustavo Beytelmann), пианист, Нини Флорес (Nini Flores), играющий на бандонеоне, и перкуссионист Эди Томасси (Edi Tomassi).

Музыка Gotan Project пришла к слушателям в январе 2000 года.

      Всё началось с композиций El Capitalismo Foraneo (фрагмент) и Vuelvo al sur (фрагмент). В написании первой вместе с Коэн-Солалом и Мюллером принял участие Авелино Флорес, а вторая – танго-вальс – сочинение самого Астора Пьяццолло. За этими двумя вскоре, в июне, последовали еще две – Triptico (фрагмент) и Last Tango in Paris (фрагмент). Уже эти четыре композиции заставили музыкальных критиков захлебываться от восторга. В восторге были и обитатели танцзалов. И ладно бы только фанаты электронной музыки! То новое, что получилось у Филиппа, Кристофа и Эдуардо, сразу же стало завоевывать сердца и умы всех меломанов. Окрыленные успехом музыканты записали еще две композиции - Santa Maria (del Buen Ayre) (фрагмент) и Chunga’s revenge (фрагмент) – и собирались в апреле 2001 года представить их аудитории. Но музыкальная общественность стала просто требовать от них полноценного альбома. Да, нельзя сказать, что музыканты Gotan Project «однажды утром проснулись знаменитыми». Но они и не навязывали средствами рекламы свою музыку слушателю, относясь к нему как к «пиплу хавающему».

      La Revancha Del Tango, так назывался первый альбом, вышел в октябре. Он весь сделан в единой эмоциональной тональности. Десять произведений. По одной композиции принадлежат Фрэнку Заппе (Chunga's revenge), Гато Барбиери (Last tango in Paris) и Пьяццолло (Vuelvo al sur). Остальные написаны отцами-основателями коллектива. Мало сказать, что La Revancha Del Tango очаровал Европу - он произвел настоящую сенсацию. Все европейские танцевальные площадки приняли эту музыку, звучащую молодо и свежо, на них вернулись сочные, колоритные мелодии. Диск получил горячий благодарственный отклик и на родине танго.

      Вторая студийная работа Gotan Project  – диск Inspiracion-Espiracion (2004 г.) – это собрание ремиксов разных  других музыкантов на треки альбома La Revancha Del Tango, несколько танго-ремиксов самих участников Gotan Project, и две новые их композиции.

Год 2006-й. Новый оригинальный альбом.

      Lunatico, так он назван. Назван в честь скаковой лошади-чемпионки, принадлежавшей когда-то королю танго Карлосу Гарделю. Даже человек, ни разу не бывавший на скачках, наверняка почувствует, слушая заглавную композицию (2,87 2'59'') диска, атмосферу ипподрома. И в аранжировку ее мелодии авторы мастерски вплели голос самого Гарделя.

      Этот диск звучит так же как и первый, по-готанпрожектовски, но есть и новые штрихи. "То же самое, но другое" - так суммировал итог работы над ним Филипп Коэн-Солал. Прежде всего, при его записи к прежним исполнителям присоединилось еще много аргентинских и французских музыкантов – рок-группа Calexico ("рок-танго" Amore Porteno (4,91 5'06'')), рэп-дуэт Koxmoz (соавтор "хип-хоп-танго" Mi Confesion (4,16 4'19'')), струнная секция, тромбонист и другие. Они обогатили искусство музыки танго новыми ультрасовременными гранями. Всё это, безусловно, важно, но все же не главное. Музыканты не желали точно копировать те приемы дебютного альбома, с помощью которых они цепляли внимание современного слушателя, и намеренно сделали более сильный акцент на исконном звучании танго. Коэн-Солал: "Мы очень хотели еще больше углубиться в изучение танго. Именно поэтому многие трэки это примеры классического танго, очень традиционного". Можно сказать, что диском Lunatico коллектив сделал один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед в том направлении, которое не только сами эти музыканты, но и лучшие аргентинские исполнители танго считают прогрессом в их любимой музыке.

Надеясь на продолжения…

      Gotan Project это удивительное, гипнотизирующее сочетание традиционного страстного танго и отличной современной электроники.

      "Астор Пьяццолла создал современное танго, а Gotan Project поднял его на такую высоту, которой оно еще никогда не знало" – писали критики про первый альбом. «Участникам Gotan Project незачем входить в одну и ту же реку, они сами прокладывают собственное русло, причем там, куда еще не забредала ничья музыкальная фантазия» – пишут критики про их вторую и последнюю (на сегодняшний день!) работу. Сам же Филипп Коэн-Солал говорит: "Мы очень хотели продолжать заниматься музыкой танго и, надеюсь, через десять лет мы будем чувствовать то же самое".

P.S.

      Да, а что же это такое, собственно говоря, Gotan? А ни что иное как Tango! Это на языке лунфардио – старомодном аргентинском слэнге. В Европе это слово, впрочем, тоже известно. В Париже, например, в 60-х годах прошлого века даже был клуб с таким названием. И, между прочим, Эдуардо Макарофф считает Париж второй столицей танго, после, естественно, Буэнос-Айреса.

Назад

Hosted by uCoz